Секретный план Роскосмоса: «Приютов» пересядем на «Феникс»


фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв

Всe прoизoшлo пoслe встрeчи в Сoчи 22. мaя с Прeзидeнтoм Рoссии Влaдимирoм Путиным, кoтoрый, кaк мы пoмним, oн призвaл гoскoрпoрaцию ускoрить сoздaниe дoмaшнeй супертяжелой ракеты, дыбы не плестись в хвосте у мировых держав, которые в этом отношении более смелые шаги. Казалось бы, вот оно: наконец-то дождались политической воли в поддержку российских технологий!

Но половина госкорпорации после того, как новости впала в ступор: как теперь, вдруг, при имеющемся скудном финансировании на пять лет, чтобы ускорить развитие «Феникс» (он видит в качестве первой ступени супертяжа), и сам тяжеловоз грузоподъемностью 80 тонн вытащить в космос не 2035-м, но уже в 2025 году? У вас есть другие вопросы: что делать с линейкой ракет «Ангара» и стартовыми столами под нее на космодроме «Восточный»? Что делать с кораблем «Федерации» — потому что его вес изначально закладывалась под «Ангару»?..

Для восстановления всей картины multi-дискуссии по этому вопросу мы вернемся на четыре года назад, когда Роскосмос решил для проектов перспективных супертяжелой ракеты из трех представленных проектов — Center. Хруничева, РКК «Энергия» и ЦСКБ «Прогресс». Остановились в конечном итоге на ракете-носителе грузоподъемность необходимый уровень 75-85 тонн, с возможностью доработки до более тяжелых вариантов 160 тонн (этот проект мог бы стать общим ребенком трех предприятий). Создание ракеты должен быть построен по Федеральной космической программы на 2016-2025 годы. Но очень быстро проект был признан слишком дорогостоящим — и снова в связи с отсутствием для него полезной нагрузки, т. е. будущие задачи. По словам главы Научно-технического совета Роскосмоса Александра Коптева, эта ракета может потянуть на 700 миллиардов рублей, и, следовательно, снова сделали ставку на самых бюджетных ракеты-носителя «Ангара».

Из «Ангары» предполагалось принять ряд ракет-носителей — от легкой до тяжелой. Даже если бы потребовалось, прежде чем лететь на Луну, тяжелый вариант «Ангары-А5» четыре доход должен быть в состоянии доставить на орбиту все необходимые блоки. То, что такой проект возможен, с большой уверенностью утверждал, главный конструктор по ракетам-носителям разработчик «Ангары» Александр Медведев.

Оппоненты Медведева выдвигали еще один аргумент — ракеты-носителя «Энергия», с помощью которой в 80-е годы производился запуск «Бурана». «Уже сегодня может поднять более 100 тонн, если бы руководство страны и отрасли сделала на нее ставку в 1994 году, — говорили ее разработчики из РКК «Энергия». — На сегодняшний день это сверхтяжелая ракета-носитель в мире, и успешно прошла летные испытания в 1987 и 1988 годах».

Похоже, что сейчас защитники «Энергии» снова заставил космические качели, чтобы изменить направление движения. На второй день, который ответственен за космическую отрасль вице-премьер Дмитрий Рогозин собрал экспертов, чтобы еще раз обсудить возможность создания перехода супертяжелой ракеты.

Вот отзыв одного из участников встречи, руководитель Института космической политики Ивана МОИСЕЕВА:

— Это неожиданное для практики астронавтики решения. «Феникс» — отсутствует ракета, которую следует разработать, построить, провести испытания, а затем отправить человека. По первоначальному плану, к 2025 году должны были начать на ней только наземные испытания. После них — полет и только после них можно было бы запустить человека. Если ускорить эту работу, мы по-прежнему едва уложимся в сроки и финансирование.

Второй вопрос — о корабль «Федерации»: на какой ракете он в итоге полетит в космос?

В-третьих — не ясно, зачем нам вообще сейчас сверхтяжелая ракета. Потому, что когда финансирование нашей пилотируемой программы мы можем летать на Луну, только через 50 лет! Наш прошлый опыт показывает, что ни один наш предыдущий проект по созданию сверхтяжелого носителя не было полезной нагрузки. Американской «Сатурн-5» и «Шаттл» тоже не дал потомства — программы были свернуты, хотя они были более эффективны, чем наши. Сейчас все говорят о новом корабле НАСА SLS, но в отношении его целей и задач, также еще больше вопросов…

Еще один эксперт в области ракетно-космической промышленности, в недавнем прошлом заместитель руководителя проектно-исследовательского центра ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева Павел ПУШКИН, считает, что решение покинуть космодром «Восточный» вполне логично и может быть продиктовано внешнеполитическими соображениями:

— Не исключено, что вернется с экипажем начинается на Байконур, объясняется не только потребностями космонавтики (конечно, с «обкатанного» космодрома осуществлять пуски проще), но и укрепление дружественных отношений с Казахстаном. Что касается сверхтяжелой ракеты, то, насколько я знаю, «Феникс» — это локализованная версия ракеты «Зенит» (его производство в Украине). Развития этот проект мы помогаем производстве. Но главная задача — найти под нее полезной нагрузки.

Тем не менее, отметим, что полной ясности о космических планах нашей державы по-прежнему нет. Официальных комментариев представителей Роскосмоса не дали.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.