Блог В мире

Как затонул «Титаник»: история гибели знаменитого лайнера

adminGWP
14 Апр 2017
Комментарии к записи Как затонул «Титаник»: история гибели знаменитого лайнера отключены

105 лeт нaзaд, 15 aпрeля 1912 гoдa, «нeпoтoпляeмый кoрaбль», «сaмый oгрoмный и рoскoшный oкeaнский лaйнeр» нa пeрвoм жe свoeм рeйсe врeзaлся в aйсбeрг и унeс с сoбoй нa днo oкeaнa бoлee пoлутoрa тысяч пaссaжирoв. Кaзaлoсь бы, зa много десятков лет уже не осталось тайн и секретов об этой страшной катастрофе. И все же давайте вспомним как это было.

Капитан Эдвард Смит на борту «Титаника». Фото: New York Times

Первая официальная версия

Два правительственных расследования, которые провели по следам катастрофы, постановили что именно айсберг, а не дефекты корабля, стали причиной гибели лайнера. Обе следственные комиссии заключили, что затонул «Титаник» не частями, а целиком — крупных разломов не было.

Вину за эту трагедию полностью переложили на плечи капитана корабля — Эдварда Смита, который погиб вместе со своей командой и пассажирами атлантического лайнера. Эксперты упрекали Смита в том, что корабль шел со скоростью 22-х узлов (41 км) по опасному ледяному полю — в темных водах, недалеко от берегов   Ньюфаундленда.

Открытие Роберта Балларда

В 1985 году океанографу Роберту Балларду после длительных безуспешных поисков все-таки удалось отыскать останки корабля на глубине около четырех километров на дне океана. Тогда же он открыл, что на самом деле «Титаник» раскололся пополам до потопления.

Спустя пару лет обломки корабля впервые подняли на поверхность и тут же появилась новая гипотеза   — для строительства «непотопляемого корабля» использовали низкопробную сталь. Однако по мнению экспертов, низкопробной оказалась вовсе не сталь, а заклепки — важнейшие металлические штифты, связывающие вместе стальные пластины корпуса лайнера. А найденные обломки «Титаника» и вовсе свидетельствуют, что корма корабля не вздымалась высоко в воздух, как считали многие. Считается, что «Титаник» разделился на части, находясь сравнительно ровно на поверхности океана — это явный знак просчетов конструкции корабля, которые утаили после катастрофы.

«Титаник» покидает Белфаст для прохождения ходовых испытаний. Фото: Robert John Welch (1859-1936), official photographer for Harland & Wolff

Просчеты конструкции

«Титаник» построили в сжатые сроки — в ответ на производство конкурентами нового поколения скоростных лайнеров.

«Титаник» мог держаться на плаву, даже если 4 из его 16 водонепроницаемых отсеков были бы затоплены — это удивительно для корабля таких гигантских размеров.

Однако в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года всего за несколько дней дебютного рейса лайнера вскрылась его ахиллесова пята. Корабль, из-за своих габаритов, не был достаточно поворотлив, чтобы суметь избежать столкновения с айсбергом, о котором кричали дозорные   последнюю минуту. «Титаник» не столкнулся с роковым айсбергом лоб в лоб, а проехал по нему правым боком — лед пробил дыры в стальных пластинах, затопив шесть «водонепроницаемых» отсеков. И уже через пару часов корабль полностью заполнился водой и пошел ко дну.

По мнению экспертов, изучающих потенциальное слабое место «Титаника» — заклепки, установили, что из-за того, что время поджимало строители стали использовать низкопробный материал. Когда лайнер наткнулся на айсберг, слабые стальные стержни в носу корабля не выдержали треснули. Считается, что не случайно   вода, затопив шесть отсеков, скрепленных   стержнями из низкосортной стали, остановилась ровно там, где начались заклепки из высококачественной стали.  

В 2005 году очередной экспедиции, изучающей место катастрофы, по обломкам днища удалось установить, что во время крушения корабль накренился всего на около 11 градусов, а вовсе не 45, как долгое время считалось.

Курительный салон. Фото: Jay Henry Mowbray, Ph.D., LL.D. The Minter Company, Harrisburg, PA, 1912

Воспоминания пассажиров

Из-за того, что корабль накренился совсем немного, у пассажиров и команды было ложное чувство безопасности — многие из них не понимали серьезности ситуации.   Когда вода достаточно затопила носовую часть корпуса, корабль, оставаясь на плаву, раскололся надвое и затонул в минуты.

Чарли Джугин, шеф-повар «Титаника», стоял вблизи кормы во время крушения корабля и не заметил никаких признаков разлома корпуса. не заметил он также и всасывающей воронки или колоссального всплеска. По его сведениям, он спокойно отплыл от корабля подальше, даже не намочив волос.

Однако некоторые пассажиры, сидевшие в спасательных шлюпках, утверждали, что видели корму «Титаника», высоко поднятую в воздухе. Однако это могло быть лишь оптической иллюзией.   При наклоне в 11 градусов, торчащих в воздухе пропеллерных винтах, «Титаник» высотой в 20-этажное здание казался еще выше, а его крен в воду — еще больше.

Как затонул «Титаник»: модель в реальном времени

КСТАТИ

За последнее меню на «Титанике» выручили больше, чем ожидалось

В Нью-Йорке продали меню последнего обеда на потерпевшем крушение в 1912 году лайнере «Титаник». За него выручили 88 тысяч долларов (около 1,9 миллионов гривен).  

Точная копия «Титаника» отправится в плаванье в 2018 году

Компания «Blue Star Line» объявила о строительстве «Титаника-2″. По словам конструкторов, судно станет точной копией знаменитого лайнера, затонувшего в 1912 году. Однако лайнер оснастят современными средствами безопасности.   Финансировать проект взялся австралийский горный магнат Клайв Палмер.

Печенье с «Титаника» продали за 22 тысячи долларов

Теперь этот 105-летний крекер считается самым дорогим в мире.

Оказывается, крекер производства «Спиллерз энд Бейкерз» под названием «Пилот» входило в комплект для выживания, который размещался на каждой спасательной шлюпке. Позже один из таких продуктов достался человеку, который держал его в качестве сувенира. Это был Джеймс Фенвик, пассажир судна «Карпатия», которое поднимало выживших после кораблекрушения.

Печенье входило в комплект для выживания. Фото: henry-aldridge.co.uk  

СПРАВКА

В ночь на 15 апреля 1912 года «Титаник» столкнулся с айсбергом и затонул. Он плыл в Атлантическом океане по пути из Саутгемптона (Англия) в Нью-Йорк. Тогда   погибли около 1,5 тысяч человек, в основном, пассажиры третьего класса. Всего на нем было более 2,2 тысяч человек.

Комментарии закрыты.