Ф.Гюлен: «Мы, мусульмане, должны критически пересмотреть наше понимание ислама»

Oднaкo, в этoй связи, тoлькo прoклятий и oтстрaнeния нeдoстaтoчнo. Критeрий нaстoящeй вeры — этo привeржeннoсть принципу сoxрaнeния чeлoвeчeскoй жизни

Мнe слoжнo вырaзить слoвaми ту гoрeчь, кoтoрaя мeня oxвaтывaeт пeрeд кoшмaрнoй жeстoкoстью, прaктикуeмoй тaк нaзывaeмым ИГИЛ и сxoжими тeррoристичeскими группaми. Aнтимусульмaнскиe и aнтирeлигиoзныe выскaзывaния, oтнoшeниe кo всeм сoгрaждaнaм-мусульмaнaм кaк к пoтeнциaльнoй угрoзe бeзoпaснoсти – всe этo принoсит бoльшe врeдa, чeм пoльзы. Мы мoжeм бoрoться с нaсилиeм и тeррoризмoм и взрaщивaющими иx тoтaлитaрными идeoлoгиями, пoдaвaя дoбрoдeтeльный примeр в кaчeствe дoбрoпoрядoчныx грaждaн, oтвeргaя и мaргинaлизируя рaдикaльныe интeрпрeтaции рeлигиoзныx истoчникoв, бдитeльнo не давая им возможности завладеть умами молодых людей, а также начиная прививать демократические ценности со школы. Мы должны продвигать про-активное, позитивное взаимодействие с государственными структурами тех стран, чьими гражданами мы являемся, чтобы мусульмане за одним столом обсуждали планы по борьбе с террором и предлагали свои решения. Известная французская газета Le Monde опубликовала статью исламского богослова Фетхуллаха Гюлена, в которой он поднял тему борьбы с терроризмом. Было отмечено, что ранее он был близок к Эрдогану, но после коррупционных скандалов стал его главным оппонентом. Возможно и совершенно необходимо возродить приверженность к свободе мысли, которая однажды привела исламский мир к возрождению, оставаясь, при этом, верными духу религии. Нам необходимо работать вместе с социумом для создания инфраструктуры, которая, посредством раннего обнаружения группы риска, удерживала бы молодежь от поиска опасных приключений, а также содействовала бы семьям посредством консультативной и иной помощи. Я разделяю глубокую горечь полутора миллиардов мусульман при виде попыток этих групп одеть свои теракты в одежды религии. Мусульмане должны отказаться от теорий заговора и заняться самокритикой

Мы, как мусульмане, должны отказаться от теорий заговора, которые мешают нам встретиться лицом к лицу с нашими проблемами, и заняться самокритикой. Критерий настоящей веры — это не слоганы или внешний вид, а приверженность к фундаментальным принципам, являющимся основой для всех мировых религий, — предельного уважения к человеческой жизни и человеческому достоинству. Мусульманские богословы, мыслители и интеллектуалы должны продвигать холический подход к религии, а также должны суметь заново проанализировать те юридические нормы, которые были выработаны во времена Средневековья, когда политическая идентичность преимущественно соответствовала религиозной и шли непрерывные вооруженные конфликты. Совершенно точно, что сейчас возрождение подобной риторики помогает террористическим сетям вербовать новых членов. Не создали ли мы почву для того, чтобы люди, оставшиеся в пустоте, отчаялись и начали искать альтернативу вследствие нашей неспособности обеспечить основные права и свободы человека, верховенство права и плюралистическое мышление? Это не означает отход от накопленного богатства исламской традиции, а скорее интеллектуальное исследование на предмет подтверждения настоящего учения Корана и традиции Пророка, к чему так стремились наши праведные предшественники. Государственные органы, религиозные лидеры и организации гражданского общества в мусульманских обществах должны совместно противодействовать деятельности по вовлечению молодежи в ряды террористов. Но измерить действительность и искренность этой самопровозглашенной идентичности можно исключительно через приверженность ее базовым ценностям. Необходимо маргинализировать радикальные интерпретации религии

Необходимо маргинализировать те вырванные из контекста прочтения наших религиозных источников, которые эксплуатируются для служения извращенным идеологиям. Наличие определенных базовых убеждений отличается от догматизма. Если мы желаем защитить права и гражданские свободы мусульман по всему миру, а также внести свой вклад в то, чтобы люди всех вероисповеданий жили в мире и спокойствии, мы должны участвовать в искоренении терроризма во всех его политических, экономических, социальных и религиозных аспектах. Будучи мусульманами, мы должны, пользуясь случаем, критически оценить наше понимание ислама и религиозную практику в свете потребностей и условий нашей эпохи. Кто-то может претендовать на формальную идентичность при помощи ряда слов и символов. Мусульмане должны безо всяких оговорок и условий отвергнуть тоталитарную идеологию, которую пытаются распространять террористы; мы также должны поощрять в противовес этому плюралистическое мышление, которое считает многообразие богатством. Не создали ли наши скрытые склонности к деспотии, физическое насилие в обществе, пренебрежение молодежью и недостатки в образовании среду для того, чтобы группы с тоталитарным сознанием могли вербовать себе сторонников? Граждане Франции, которые погибли в Париже, ливанцы из мусульман-шиитов, которых убили днем ранее в Бейруте, мусульмане-сунниты, которые умирают от тех же террористов в Ираке — они все, прежде всего, люди. Важным для обеспечения здравомыслия последующих поколений является введение в школьную программу, начиная с младших классов, тем, связанных с демократическими ценностями. История показывает, что следом за подобными трагедиями возникает чрезмерная реакция. Мы должны обучить нашу молодежь выражать свои мысли и чаяния демократическим образом. Наша принадлежность к человечеству идет прежде этнической, национальной или религиозной идентичности, поэтому как раз коллективное человечество получает основной вред от таких варварских актов. Не знаю, выдвигали ли авторы этого тезисы его в качестве желаемого видения будущего. В борьбе с террором мусульмане должны стать частью решения проблемы

Наша обязанность, как мусульман, быть частью решения проблемы, несмотря на наши обиды. Я бы хотел четко и ясно выразить следующую мысль: мы являемся свидетелями не столкновения цивилизаций, а, скорее, столкновения человеческой цивилизации и варварства. Недостаточно просто проклять террор

Недавняя трагедия, произошедшая в Париже, в очередной раз напомнила, как мусульманским богословам, так и простым мусульманам о том, что нужно безусловным образом отвергать и проклинать подобные кровожадные нападения, которые совершаются во имя нашей религии. Невозможно, чтобы цивилизация развивалась, пока люди не смогут проявлять эмпатию к боли каждого человека, независимо от его религиозной или этнической идентичности, и пока не будут стараться снять эту боль с той же решимостью. Несмотря на неблагоприятные условия, мусульмане должны более плотно взаимодействовать с государственными органами тех стран, гражданами которых они являются, и должны вносить свой вклад в разработку политических мер, способствующих интеграции мусульман в принимающее их общество. Не столкновение цивилизаций, а столкновение человечества и варварства

С великим прискорбием наблюдаю, как после недавних событий отдельными людьми вновь на повестку дня выносится тезис о столкновении цивилизаций. Только в подобной атмосфере мусульмане могут эффективно бороться с грубостью и насильственным экстремизмом. Наша обязанность, как мусульман, с одной стороны, работать плечом к плечу с каждым для спасения человечества от этого ужаса терроризма, а с другой стороны, постараться очистить светлый лик нашей религии от этого дёгтя. Необходимо усилиями всего общества разрабатывать проекты, нейтрализующие все факторы, способствующие вербовке террористами новых сторонников. Редакция представила его как лидера общественного движения “Хизмет”, который придает большое значение знанию, поддерживает демократию и межрелигиозный диалог. Мусульмане, живущие в Европе, хотят жить в мире и спокойствии. М.Фетхуллах Гюлен, Le Monde

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.